До недавнего времени мало кто из производителей шин выпускал готовые шипованные шины. По этой причине ошиповкой занимались ретейлеры шин и шиномонтажные сервисы. При этом всегда оставался открытым вопрос качества ошиповки и самих шипов, в частности когда это делалось в так называемых шараш-монтажках, где шины оснащались шипами «на коленке».
В нашем время закон предписывает организациям, занимающимся ошиповкой шин, соблюдать рекомендации производителя, основные из которых: тип шипа, расположение, а также другие технические требования. Однако, если для одних стран (в частности для Европы) пренебрежение рекомендациями производителя шин является нарушением закона, то в России и СНГ это, зачастую, делается на совесть.
Исходя из таких особенностей местного рынка и, как следствие, неизбежных претензий конечных потребителей к своим продуктам, многие шинные бренды, открывшие производство шин в России, позаботились о запуске собственных предприятий по ошиповке шин.
Один из блогеров ЖЖ, Александр «Russos» Попов, решил более детально выяснить как делается ошиповка у самих производителей шин. Ему повезло попасть на экскурсию по шинному заводу Michelin в г. Давыдово, Россия.
Кроме участка ошиповки, остальное оборудование Александру снимать запретили — многие станки являются собственной разработкой компании, а значит представляют собой коммерческую тайну. Michelin, надо отметить, усиленно печется о защите своих технологий производства от шпионажа. На заводе были случаи, рассказывает блогер, когда ловили «засланных казачков»: устраивается человек на завод работать и начинает себя как-то подозрительно вести.... «Настоящие шпионские войны :)» — пишет Александр.
Цех ошиповки на заводе Michelin в Давыдово был открыт 2005 году. Как и все, что связано с производством шин Michelin — участок ошиповки работает в строго заданных компанией стандартах технологических процессов и контроля за качеством. Надо отметить, что давыдовский завод является одним из крупнейших шинных производств Michelin в Росии — здесь производится шипованные зимние шины не только для всей России, но также для стран СНГ и Скандинавии.
А вот, собственно, сам цех ошиповки.
Каждый этап производства шин проходит в условиях строжайшего контроля качества и соответствия параметрам производства. На заводе уделяется огромное внимание безопасности. И хотя для современного производства это норма, Александр удивляется тому, что все сотрудники проходят именно через эту калитку, а не сбоку.
Процесс ошиповки полностью автоматизирован, что позволяет свести к минимуму человеческий фактор.
Пока блогер рассматривал шипы, один из них упал на пол. Двое сотрудников тут же сказали, что обратно в бункер его класть нельзя — только в утиль. И проконтролировали, куда Александр его положил. «Невероятно. А казалось бы — какой-то один шип.» — удивляется автор статьи.
Автоматическая линия обеспечивает непрерывность процесса.
За счет датчиков, компьютеризированная посадка шипов в гнезда происходит с ювелирной точностью.
Роботизированный подход также контролирует и выступ шипа из протектора, а также силу его вдавливания в шину.
«Шиповтыкатель» крупным планом.
После ошиповки каждая шина проходит визуальный и тактильный контроль.
«Невероятные тактильные ощущения, когда погружаешь в шипы руку. :)» — пишет Александр.
А это — почти что музейный экспонат — станок для ручной ошиповки шин. Используется для экспериментального производства и единичных экземпляров.
Почему для ошиповки своих шин Michelin использует традиционные круглые шипы? В компании считают, что шипы других форм в конечном счете становятся круглыми или могут проворачиваться под произвольным углом.
И на последок — видео процесса ошиповки, которое любезно предоставила пресс-служба компании Michelin.