Безусловно, для зимнего периода лучше всего подходят именно зимние шины. Но они имеют два существенных недостатка: цена и затраты на хранение, а также шиномонтаж два раза в год. На всесезонных шинах можно ездить круглый год, ограничивая расходы. Но являются ли они хорошей альтернативой?
В 2015 году многие производители представили свои новые всесезонные модели. Однако, этот тип шин составляет лишь небольшую долю рынка. К примеру во Франции это всего лишь 1%. Но, по словам производителей, Европейский рынок расширяется. Они полагаются на ежегодный двузначный рост до 2018 года.
Что такое всесезонная шина? В теории это продукт, который и летом (высокая температура), и зимой (холодная погода и снег) должен обеспечивать одинаково высокую производительность. Но на самом деле всесезонные шины являются компромиссным вариантом и обеспечивают сбалансированную производительность.
Кроме того, шинные компании говорят о том, что всесезонные покрышки не не лотягивают до свойств специализированной авторезины ни летом при высоких температурах (более 30°С), ни в зимнюю стужу на заснеженных дорогах. В общем, простому обывателю сориентироваться сложно…
Все всесезонные шины имеют маркировку «M+S» (грязь и снег) и 3PMSF (снежинка на фоне трёхпиковой горы). Они подтверждают, что шины обеспечивают удовлетворительное сцепление и торможение на снегу. Но сама по себе сертификация является лишь формальностью для данного типа покрышек.
Экспертная группа «L’Argus» решила разобраться в вопросе, и сама составить «портрет» всесезонной авторезины. Для чего организовала сравнительный тест, участие в котором приняли самые последние всесезонные модели Michelin, Goodyear, Nokian, Pirelli и Uniroyal в размере 205/55 R16.
Первая часть этого теста проводилась в начале октября в Мельке (50 км от Вены, Австрия), где на отдельных треках проверялись эксплуатационные свойства шин на мокрой и сухой поверхности. Температура воздуха в этот период держалась на уровне 13°С-20°С.
Вторая часть тестов проходила в финской Лапландии в начале декабря 2015 года на тестовом полигоне компании Nokian. Управляемость проверялась при температуре от -3.5°С до -4.5°С, а тормозные и тяговые характеристики в температурном интервале -8°С/ -10°С.
В качестве тестового автомобиля во всех случаях использовался 150-сильный Volkswagen Golf VII 1.4 TSI. Давление в шинах — 2,4 бара.
Лучше поздно, чем никогда
Относительно позднее появление этого теста объясняется несколькими причинами, главная из которых — погода. Для теста необходимы снег, холодные температуры и, прежде всего, стабильные условия для получения достоверных результатов. Эти тесты можно было провести и в марте, но весной всесезонные новинки ещё не появились в широкой продаже, а эксперты «L’Argus», как известно, для участия в тестах не берут шины напрямую у производителей.
Список протестированных моделей с размерностью 205/55 R16:
Результаты
Чтобы решить споры между конкурентами, экспертная группа «L’Argus» создала свою рейтинговую систему. Победителю каждой дисциплины начислялось по пять баллов. Модели, пересекшей финишную черту второй, — четыре балла, и так далее. Во всех «тормозных» дисциплинах полученные баллы умножались на 2. Максимальное возможное количество баллов в тесте – 100.
1 место — Nokian Weatherproof и Goodyear Vector 4Season Gen-2
Общий рейтинг: 78/100
Этим двум моделям удалось набрать одинаковое количество баллов. И не удивительно, ведь их эксплуатационные свойства и уровень безопасности очень схожи. Они не грешат ни в какой области и предлагают хороший компромисс в любых погодных условиях, в том числе и на снегу.
Но в то же время, шины Nokian Weatherproof больше «заточены» под снег (лучшая тяга на снегу), чем под сухой асфальт. Покрышки Goodyear Vector 4Season Gen-2 чувствуют себя наиболее уверенно на мокрой дороге – за ними победа в управляемости и эффективности торможения во влажных условиях.
3 место — Michelin CrossClimate
Общий рейтинг: 76/100
Сбалансированность Michelin CrossClimate трансформировалась в прекрасные результаты на сухой и влажной поверхностях, что позволило модели набрать высокие баллы и стать бронзовым призёром теста.
Причиной её доминирования на обоих фронтах стал профиль, лишённый ламелей. Однако при в тестах на снегу отсутствие ламелей сыграло негативную роль — шины CrossClimate оказались в нижней части рейтинга торможения и тяги. Сказать, что шина характеризуется сбалансированной производительностью сложно.
4 место — Pirelli Cinturato All Season
Общий рейтинг: 49/100
У Pirelli нет никаких реальных недостатков, но и «выстрелить» хоть в какой-нибудь тестовой дисциплине модели так и не удалось. Производитель решил сосредоточиться на всех поверхностях, поэтому в целом производительность Cinturato All Season можено оценить как среднюю.
5 место — Uniroyal Allseason Expert
Общий рейтинг: 42/100
Модель средней ценовой категории, качество которой соответствует цене. Оно также на среднем уровне. Кроме хорошей устойчивости к аквапланированию, этой шине похвалиться нечем. На протяжении всего теста она стабильно оказывалась в конце рейтинга.
Итоги
В целом, всесезонные шины ближе к свойствам зимних шин, чем летних. Их ламелизированный профиль и высокая жёсткость протектора не позволяют в торможении и управляемости на сухом асфальте близко приблизиться к показателям летней авторезины, но на мокрой дороге они вполне способны «защитить свою честь». Тягово-тормозные свойства на снегу у всесезонок также на высоком уровне, но в управляемости преимущество всё же за зимними шинами.
Всесезонные шины могут быть пригодны для тех водителей, которые проживают в странах с мягким зимним климатом и пользуются автомобилем от случая к случаю. Прежде всего, всесезонные шины отличаются практичностью и экономичностью, так как они помогают избежать проблем с хранением и покупкой четырёх летних и четырёх зимних шин.