Как правило, LRO рекомендует своим читателям использовать шины повышенной проходимости для большинства условий бездорожья (как универсальное решение.) Но бывает и так, что это самое бездорожье подкидывает такие испытания, с которыми могут справиться лишь избранные специализированные внедорожные шины. А именно — грязевые шины.
В отличие от вседорожных шин (A/T или all-terrain), грязевые шины (M/T или mud-terrain) имеют более агрессивный рисунок протектора с крупным «шагом» расстановки блоков — это обеспечивает дополнительную тягу и сцепление в вязких и рыхлых грунтах. Помимо ярко выраженных боковых грунтозацепов, грязевые шины, как правило, имеют усиленный каркас, что помогает им преодолевать сложные и непредсказуемые ландшафты.
LRO задался целью узнать, какая из двух грязевых шин — BFGoodrich Mud-Terrain KM2 или General Grabber X3 — лучше справятся со скользкими склонами и грязевыми «ваннами» в одном из местечек графства Эссекс под названием Snugg’s Pit. Программа испытаний получилась неполной, так как в нее не вошел стандартный «рок-кроулинг» — взбирание по скалам. Не столько потому, что в Великобритании таких мест еще нужно поискать, сколько из-за малой популярности этого вида офф-роуд состязаний.
Пару слов об оппонентах
Шины
BFGoodrich Mud-Terrain KM2 выпускаются концерном
Michelin с 2010 года и имеют длинный шлейф побед в международных и местных (США) офф-роуд соревнованиях. Для шины-легенды стоимость у Mud-Terrain KM2 хоть и не самая высокая в сегменте M/T покрышек, но и бюджетными их тоже не назовешь.
General Grabber X3 была представлена концерном
Continental в 2016 году и является практически новой по сравнению с KM2. И хотя у самой модельной линейки Grabber не менее длинная история побед и популярности в off-road сообществах, участие Grabber X3 в журнале LRO можно обозначить дебютным. Будем считать, что на ее стороне молодость и (в среднем) на 20-30% более низкая стоимость в аналогичном с KM2 типоразмерном диапазоне.
Автомобилем для тестирования шин был выбран Land Rover Discovery 2 TD5 c отключенными антипробуксовкой и АБС. Эксперты LRO сочли, что из-за постоянно меняющихся погодных условий будет сложно достигнуть объективного результата за один заезд, поэтому каждое испытание осуществлялось по несколько раз. «Стоимость» каждой дисциплины была определена в 10 баллов.
Торможение на мокрой дороге
Простой тест и естественные условия для него, созданные и поддерживаемые непрекращающимся дождем. Испытание проводилось более 10 раз для каждого комплекта шин, чтобы достигнуть объективного результата: Grabber X3 забрали почти метр тормозного пути у Mudd-Terrain KM2. Эксперты LRO сделали заключение, что победа в этом тесте досталась M/T-шки от General благодаря наличию ламелей в блоках протектора.
Уровень шума
По сравнению с грязевыми шинами прошлых десятилетий, современные M/T шины при движении издают заметно меньший уровень шума. Тем не менее акустический комфорт по-прежнему остается важной характеристикой для внедорожных шин, не говоря уже про обычные.
«Шумовой» тест решили провести в 2 этапа. В первом случае измерялся уровень шума автомобиля, проезжающего мимо шумоизмерительного прибора на скорости 50 км/ч, во втором случае пилоты сравнивали слышимость шин при движении на разных скоростях и на различных типах поверхностей.
В первом этапе теста и Grabber, и KM2 показали себя, к удивлению тестеров, приличными тихонями. Издаваемый ими на скорости 50 км/ч уровень шума составил 77 дБ, при этом в LRO уверены, что реальный уровень шума покрышек меньше, так как в показаниях прибора присутствовал шум двигателя Discovery2.
Второй этап все же выявил разницу: шум Grabber был заметен на скорости 110 км/ч при движении по асфальту и бетонному шоссе, на же остальных покрытиях данные шины показали себя менее шумными, чем KM2.
Грязевая колея
Несложный тест, определяющий способность грунтозацепов и плечевых зон протектора шины цепляться за край скользкой колеи и выбираться из нее. И чем выше данная способность, тем меньшее расстояние при повороте руля влево либо вправо должна пройти грязевая шина от точки сцепления с краем до выезда за колею.
Победила «молодость» – Grabber X3.
Грязевая яма изрезанная колеями
Наступил черед более сложных тестов. Шинам предстоит показать, насколько хороша их производительность в вязкой грязи, когда нет возможности «нащупать» и хорошо сцепиться с грунтом. Въезд в грязевую яму осуществлялся сначала на скорости, затем с медленным «вползанием» в нее.
С въздом на скорости Grabber X3 и Mud-Terrain KM обе справились на ура. Стремительно въехав в грязевую ловушку, автомобиль смог выбраться из нее, несмотря на проскальзывания и чередующиеся потери сцепления с грунтом.
Фейл пришел на медленном въезде в грязевую яму, когда обе шины в конце концов перестали оказывать сопротивление ловушке, несмотря на все усилия пилота и машины.
Спуск со склона под углом
На первый взгляд несложный тест. Однако скользкая поверхность склона, состоящая из мокрой глины и движение под уклоном таят в себе опасность потери сцепления в любой момент.
Тем не менее, обе шины хорошо цеплялись за ненадежную поверхность склона как при медленном движении, так и в движении на скорости, а также при остановке и последующем начале движения. При этом скоростное прохождение было более результативным, из чего можно сделать вывод, что скользкий спуск эффективнее преодолевается в темпе, так как лучше самоочищается протектор.
Крутой подъем
Тест похож на предыдущий, если не считать существенно возросшую крутизну подъема. Лучший результат будет у тех шин, на которых Discovery сможет взобраться по склону как можно выше и без разгона. Учитывая неудачную попытку одного из пилотов пройти этот тест на Defender 90 с изношенными грязевыми шинами и антипробуксовочной системой, и принимая во внимание, что на Discovery 2 не будут использоваться никакие вспомоглаки для чистоты эксперимента — у тестируемых шин есть все шансы его провалить.
Постепенно взбираясь на холм, Discovery 2 то терял, то ловил сцепление, и тем не менее окончательно потерял его, начав буксовать в точке, где подъем становился еще круче. При этом, как отметили эксперты LRO, что на комплекте Grabber, что на комплекте KM2 — внедорожник начинал буксовать «вглухую» в одном и том же месте от попытки к попытке. Победила ничья.
Подъем на скользкий холм
Еще один непростой тест и еще один холм, хоть и не такой крутой. Непростым это испытание сделала извилистая колея у подножия холма, не позволяющая сделать разгон, и мокрые корни деревьев, то и дело стремящиеся вырвать сцепление у шин по правому борту.
Первый заезд был провален, однако на второй попытке Grabber и KM2 успешно реабилитировались. Снова ничья.
Спуск со скользкого холма
Раз уж поднялись на холм в предыдущем тесте, надо с него и спуститься. Таким образом LRO проверили, каковы испытуемые грязевые шины в торможении на скользком спуске. Ох, и снова эти корни, норовящие вырвать сцепление у колес!
И снова определить победителя не удалось. Обе шины немного скользили на самом крутом участке, но быстро находили сцепление, позволяя Мартину спуститься, сохраняя контроль над ситуацией.
И снова опять равные результаты и ничья! И т, и другая шины слегка потеряли сцепление на участке с самым большим уклоном, однако быстро его восстановили и Discovery2 успешно завершил спуск с холма без проскальзывания.
Подъем на песчаный холм
Интересный факт. Места, выбранные для тестов LRO, известны своими вязкими грунтами и неспроста носят красноречивое название Snugg’s Pit («глухая яма»). Почему яма, спросит читатель? Возможно из-за того, что когда-то здесь был рукотворный песчаный карьер, созданный во времена II-й Мировой Войны.
Для этого «рыхлого» теста испытатели выбрали одних из наиболее крутых песчаных холмов. Весь изрытый и изъезженный множеством колес, этот холм представляет собой отличное испытание на производительность в песке и способность шин быстро выводить его из протектора.
Первый заезд начался с шин KM2. Пилот доехал практически до вершины холма с первой попытки, а со второй и вовсе без проблем взобрался на нее. Следующие повторные заезды были выполнены с тем же успехом.
У шин Grabber первая попытка тоже была неудовлетворительной. Неудачными были и несколько других заездов. А в те разы, когда автомобилю удавалось добраться до вершины, Grabber хоть и тянули внедорожник с достойным похвалы упорством, пилоту пришлось изрядно попотеть, чтобы достигнуть требуемого результата. Очевидно, что в рыхлых грунтах преимуществом обладает более открытый рисунок протектора. Такой как у KM2.
Овраг с жидкой грязью
Полный грязи овраг — это, конечно, увлекательно. Однако, как бы не были хороши любые грязевые шины, тест может быстро наскучить, если придется часто пользоваться лебедкой, чтобы вытащить из хлябей Discovery 2 с отключенной антипробуксовкой. LRO не стали пытать счастья в самых глубоких местах оврага и выбрали участок, где под слоем грязи все же прощупывался грунт. И если шины действительно хороши, то они должны поймать сцепление на этой каком-никаком дне под слоем грязи и вытащить автомобиль из оврага.
Провалив «песчанный холм», шины Grabber реабилитировались в овраге. Конструкция боковин позволила им выбраться из оврага за меньшее время и траекторию, чем KM2, которые также показывали хороший уровень сцепления, но не были столь расторопны.
Заключение
Безусловно, состязание было не на шутку напряженным, однако обе грязевые шины отлично справились грязевыми участками. При этом BFGoodrich Mud-Terrain KM2 еще раз доказала, что «есть еще порох в пороховницах», и несмотря на морально устаревшую конструкцию, доминировала над Grabber X3 в рыхлых грунтах, а вязких грунтах и на твердых покрытиях смогла показать практически равные с ней результаты. В связи с этим на готовящуюся к выпуску в этом году BFGoodrich Mud-Terrain KM3 возлагаются такие же большие надежды, как и в свое время на KM2.
Как говорилось выше, на стороне General Grabber X3 — молодость. Вышедшая в 2016 году, эта грязевая шина демонстрирует отличное боковое сцепление, которое помогает ей эффективно выбираться из колеи, а также обеспечивает дополнительную производительность и хорошую управляемость в жидкой грязи. При этом у Grabber X3 хорошие показатели торможения на мокрой поверхности и на удивление небольшой уровень шума при движении на скорости свыше 80 км/ч.