Фото: motormag.com
Не всякий водитель догадывается, на какое огромное количество факторов поведения автомобиля на дороге влияют шины. Производительность, разгон/торможение, устойчивость на поворотах, эффективность сопротивления аквапланингу, изностойкость, а также безопасность в целом — зависит от того, какие шины выбирает автовладелец. Ответственно подойти к этому процессу и сделать правильное решение — задача не такая легкая, как может показаться на первый взгляд.
Австралийский «Motor» в летнем сезоне 2017 года задался целью проинформировать свою аудиторию читателей, многие из которых – автовладельцы, и помочь им разобраться в непростых нюансах, неизбежно возникающих при покупке новых шин. В связи с этим перед экспертами издания встала нетривиальная задача определить наиболее важный критерий из таких как производительность на мокром и сухом асфальте, запас ходимости, а возможно и совокупность всех этих характеристик.
Проведение тестов состоялось на «Сидней Драгуэйс» — треке для соревнований по драг-рейсингу и прочим автоспортивным дисциплинам, находящемся неподалеку от г. Сидней. Здесь шины-участницы теста подверглись испытаниям в рамках пяти дисциплин – на самом треке и на вспомогательной асфальтовой трассе рядом с ним. Автомобилем для тестов был выбран Ford Focus RS — чтобы в полной мере испытать разницу в производительности устанавливаемых на него шин. За руль «фокуса» сел Уоррен Лафф – гонщик, знаменитый по сериям чемпионатов «Суперкарс», ежегодно проводимых в Австралии с 1997 года.
«Сухие» дисциплины включали в себя слалом, джимкану, торможение; «мокрые» — боковую устойчивость и, также, торможение. Тестовый типоразмер – 235/35/19. Тестируемые шины представляли разные ценовые сегменты рынка – от класса премиум (Continental, Goodyear, Michelin, Pirelli) до бюджетного (Hankook, Kumho, Maxxis, Nexen). В качестве эталона была выбрана омологированная в 2016 году для Ford Focus RS модель шин Michelin Pilot Sport Cup 2. С помощью этих шин почасово отслеживалось состояние трека и влияние на него погодных условий, а также, во избежание погрешностей, проводились контрольные замеры результатов тестирования.
Протестированы:
2. Dunlop Sport Maxx RT2
4. Hankook Ventus S1 evo2 K117
5. Kumho Ecsta PS91
6. Maxxis M36 Victra
Тесты на сухой поверхности
Слалом (дисциплина, в общем плане напоминающая практикантам автошкол «змейку»). Этот тест, являясь одновременно простым и выматывающих для испытуемых шин, представляет из себя серию резких поворотов, во время прохождения которых шины должны постоянно удерживать сцепление, а автомобиль, соответственно, не выходить за «границы», обозначенные тестерами как критические. Ключевыми факторами результативности этого испытания являются показатели продольного и поперечного сцепления, за что у шин отвечают рисунок протектора, состав резиновой смеси и жесткость боковин.
На скорости 50 км/ч и на второй передаче, автомобиль, с отключенными системами ABS, ESP и прочими "помогалками", на тестируемых шинах должен последовательно объехать 9 расставленных на равных расстояниях конусов — по 5 заездов на каждую участвующую модель шин. При этом в зачет не идут худший или лучший результаты дисциплины, а выбирается среднее значение, которое и учитывается в результатах выполнения теста.
Если шины Michelin в слаломе оказались предсказуемо хороши, то неприятным «откровением» для экспертов Motor стало 6 место, которое заняли шины Dunlop. Победившие в прошлом году — в той же дисциплине и на этом же треке — Sport Maxx RT2 показались пилоту Ford довольно жесткими.
На следующих позициях, после шин Michelin, расположились шины Continental и Pirelli, а вслед за ними финишировали Hankook и Kumho. Результаты прохождения «змейки» у шин Goodyear оказались неоднозначными: превзойдя в своих лучших заездах шины Kumho, покрышки Goodyear выдали средний результат, который был ниже прошлогоднего, и тем самым опустивший их на самое «дно» рейтинга по «слалому» и, соответственно, ниже позиций шин Nexen и Maxxis.
Торможение. Торможение является одной из важнейших способностей шины. Эффективность торможения определяется тем, как быстро шина реагирует на нажатие педали тормоза, насколько короток тормозной путь и насколько контролируемый при этом процесс торможения.
Тесты на торможение проводились в 3 заезда на скорости со 100 до 0 км/ч — на том же участке трека, где и слалом.
Чтобы определить эффективность торможения шин такой, как она задана производителями (конструкцией, рисунком протектора, составом резиновой смеси) и исключить погрешности в результатах, ABS-систему Ford Focus RS, соответственно, отключили.
По результатам прохождения «тормозного» теста лучшими стали шины Continental — 35,73 м. Дистанция замедления шин Michelin оказалась лишь на полметра длиннее, чем у лидера, что принесло Pilot Super Sport заслуженное 2-е место в дисциплине. 3-е место заняли шины Kumho, почти на 40 см опередив Pirelli PZero — отменный результат для корейского продукта, учитывая разницу в качественно-ценовых классах. С равными результатами «протормозили» шины Goodyear и Dunlop — 38 м. Предпоследнюю позицию заняли шины Maxxis, отстав от Continental на 3,7 метра, а замкнули рейтинг, сильно оторвавшись от общей массы участников, шины Nexen с тормозной дистанцией 41,36 м. Уоренн Лафф отметил покрышки Nexen как очень жесткие и требующие аккуратного торможения, что ставит под сомнение их сугубо спортивное использование.
Джимхана (англ. gymkhana) – вид соревнований в профессиональном автоспорте, часть упражнений которого Motor позаимствовали для своего летнего теста. Джимхана во многом похожа на слалом, так как ее целью ставится прохождение трассы или участка трассы на максимально возможной скорости и за минимально возможное время. Но, в отличие от слалома, повороты в джимхане могут быть круче 90 и даже 180 градусов.
Тест «джимхана» проводился на территории огромной парковки около трека. Его маршрут состоял из семи резких поворотов, одного короткого и одного S-образного скоростных участков, а на выходе — еще одного короткого скоростного отрезка с переходом в правый поворот с широким радиусом.
Как и в тесте на слалом, результативность «джимханы» учитывалась по среднему показателю — среднему минимальному времени прохождения трёх дисциплинарных кругов. Как и в предыдущих тестах, вспомогательные системы курсовой устойчивости были отключены. Позже пилот отметил, что из всех дисциплин теста Motor, «джимхана» оказалась наиболее тяжелой для шин в плане высоких и чередующихся нагрузок.
В «джимхане» шины Continental и Michelin вновь заняли топовые позиции, правда, в отличие от предыдущего теста на торможение, Michelin закончили заезды на одну сотую долей секунды быстрее, чем Continental, тем самым заняв первое место в этой дисциплине. На 30 сотых долей секунды позднее лидеров финишировали шины Kumho, следом, с опозданием на 0,16 сек. пришли Pirelli. Шины Goodyear в этом тесте поднялись на одну позицию выше, чем в «сухом торможении», а с небольшим отрывом от них фишинировала Dunlop Sport Maxx RT2. Nexen снова ушли в «отрыв», точнее — на «дно» рейтинга «джимханы», существенно — более чем на две десятые долей секунды — отстав от предпоследней позиции, которую заняли шины Maxxis.
Уоррен подчеркнул, что в «джимхане» шины Michelin и Continental продемонстрировали прекрасную управляемость, устойчивость и быстрое восстановление сцепления с дорогой после выхода из поворотов.
Тесты на мокрой поверхности
Торможение. По мнению «Motor», современные летние шины, особенно спортивные, должны иметь оптимальную производительность на мокром и сухом покрытиях, и по этой причине протектор таких шин зачастую имеет ассиметричный рисунок. Для достижения «золотого» баланса характеристик в любых погодных условиях, производители шин, пекущиеся о качестве своей продукции, оттачивают геометрию протектора и все его элементы при помощи трехмерного моделирования (некоторые — очень скрупулезно — до таких мельчайших нюансов, как скошенные кромки блоков и шашек протектора).
«Мокрый тест» на торможение проводился с применением перфорированных шлангов, которые поддерживали постоянный уровень воды на участке трека, отведённого для этих испытаний, хотя этого и особо и не требовалось — погода была безветренная, температура воздуха показывала комфортные 25°C.
По результатам прохождения теста, Сontinental снова оказались впереди всех — их тормозной путь оказался на полметра короче Kumho (2 место) и на целых 2 метра меньше, чем у шин Maxxis, занявших последнюю позицию результатов с дистанцией торможения в 15,93 м. Шины Michelin, к удивлению экспертов «Motor», в «мокром торможении» спасовали аж на 2 позиции ниже лидера, остановившись всего на 40 см раньше, чем шины Goodyear, которые вновь показали средний результат по таблице теста.
К слову о шинах Michelin. Как и «моторовцы», Лафф также счел поведение французских шин не совсем безупречным, в отличие от шин Continental, торможение которых оставило пилота Ford Focus в полном удовлетворении.
Боковая устойчивость. Последняя в тесте Motor дисциплина выполнялась на наклонном коротком кольцевом треке — в шесть кругов, при скорости прохождения поворотов равной 45 км/ч.
В этом тесте все участницы испытаний продемонстрировали в целом равные результаты. Лучшими в сопротивлении центробежным силам, возникающим на поворотах, оказались шины Pirelli. Смещение шин Continental к краю трека оказалось чуть более велико, чем у Pirelli, тем не менее немецкие шины заняли второе почетное место. Третье место досталось Hankook. Для шин Dunlop четвертое место стало лучшим в тесте этого года, хотя и, если сравнивать с прошлогодними результатами, все же ниже ожиданий. Goodyear продемонстрировали боковую устойчивость ниже среднего, но тем не менее лучшую, чем у Michelin, которые своим поведением в данной дисциплине чувствительно подпортили себе итоговую оценку в общем зачете. Nexen, которые в подавляющем большинстве тестов показывали самые слабые результаты, в данном тесте все же обошли Maxxis, заняв предпоследнюю позицию.
Итоги
Подведение итогов далось «моторовцам», откровенно сказать, нелегко. В то время, когда остальные профильные издания (на северных континентах) имеют возможность пользоваться намного более совершенными испытательными комплексами — с беспилотниками, контролируемыми погодными условиями и температурой окружающей среды, здесь, на «Сидней Драгуэйс», австралийцам пришлось рассчитывать на куда более скромные средства, не гарантирующие высокую точность результатов теста. Тем не менее они постарались свести все погрешности к минимуму.
Однако надо отдать «Motor» должное — какой бы скромной не была их тестовая база, они из года в год продолжают проводить тесты, используя опыт - накопленный и новый, и при этом ищут и находят возможность совершенствовать свой «инструментарий» для тестов, по масимуму сохраняя их объективность.
А теперь о главном. Для читателей, ознакомившихся с результатами всех пройденых шинами дисциплин, наверняка уже очевиден лидер. «Золото» в двух тестах из пяти и «серебро» в трех остальных — это все о Continental ContiSportContact 5, которая заслуженно получает наивысший рейтинг и первое место в итоговой таблице.
Как ни удивительно, но разное поведение в «мокрых» и «сухих» дисциплинах шин Michelin Pilot Super Sport и Pirelli PZero расставило их в итоговом рейтинге с разницей в всего одну позицию. Ответ на этот нонсенс можно легко проследить по диаграммам: если в тесте на боковую устойчивость шины Michelin уступили Pirelli 5 позиций, а в торможении на мокром асфальте — всего одну, то в трёх тестах на сухом асфальте уже Pirelli уступили шинам Michelin — сначала на 1, а затем на 3 позиции.
Шинам Kumho удалось завоевать 4-е место, что весьма неплохо для среднебюджетного азиатского бренда. Следом за ними, на 5 строке рейтинга расположился другой азиатский бренд – Hankook.
Шинам Dunlop, увы, не удалось защитить титул чемпиона, который они завоевали в тесте Motor 2016 года. Шестое место.
Седьмое место — Goodyear. Средние результаты по всем дисциплинам не позволили шинам этого производителя подняться даже выше покрышек Dunlop, а ведь этот бренд является «дочкой» Goodyear. Такие резултаты являюстя довольно-таки странными, учитывая то постоянство, с каким модель Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 занимает места от первого по третье в тестах профильных изданий и организаций по ту сторону экватора.
Поочередно занимая то 8-е, то 9-е места в дисциплинах теста, шины Nexen и Maxxis с тем же «успехом» прошли и в итоговую таблицу, заняв соответственно, восьмую и девятую строчки рейтинга.