Матти Морри (Matti Mori): «Ремонт боковины (нижний снимок на картинке ниже) невозможен в принципе». Также г-н Мори не рекомендует ремонтировать повреждения в плечевой части шины (снимок вверху).
Вообще, услышав словосочетание «ремонт шин», он всегда недовольно морщится, ибо шины для него являются чем-то вроде священного животного. Когда кто-то из коллег поинтересовался у него, какое на рынке легковых шин Финляндии соотношение между новыми шинами и восстановленными, он начал с того, что компания Nokian восстановлением шин не занимается, но примерная статистика ему известна: из 8 миллионов новых шин на долю восстановленных едва ли приходится 100 тысяч. И сразу добавил, что использовать восстановленные шины он не рекомендует. Далее следуют совета г-на Мори, касающиеся ремонта шин.
1. Яма, удар, и при осмотре шины мы обнаруживаем на ее боковине вздутие, так называемую «грыжу». Доставать запаску? Или можно продолжать движение? Кое-кто хвастается, что так и отъездил с «грыжей» весь летний сезон, а сейчас использует это колесо в качестве запаски. «Немедленно менять колесо, - говорит г-н Мори. - Вздутие на боковине говорит о том, что поврежден корд, то есть силовая структура шины. А значит, шина в любой момент может взорваться».
2. «Ремонт боковых порезов» — такую надпись можно нередко прочитать возле пунктов шиномонтажа. И существует устойчивое мнение, что небольшой сквозной порез боковины вполне успешно «лечится». «Ремонт боковины невозможен в принципе, — отмечает г-н Мори. — Как и в случае с “грыжей”, при сквозном порезе на шине неизбежно повреждается целостность корда, и никакая заплатка не обеспечит в месте пореза необходимой жесткости боковины. Кроме того, эта часть шины имеет наиболее высокие термические нагрузки».
3. Классика жанра: гвоздь или саморез, «пойманный» на дороге. Есть теория, что если шина не «травит», то, не вынимая гвоздя, можно спокойно доехать до ближайшего шиномонтажа, там провести ремонт и в дальнейшем спокойно эксплуатировать пострадавшую шину. «Ремонтировать можно только эту часть шины, — г-н Мори закрывает руками плечевые части шины, оставляя открытой лишь центральную часть протектора. — Объяснение простое. Опять же здесь нужно вспомнить о конструкции шины. Металлические нити корда обработаны антикоррозионными материалами, и инородный предмет, застрявший в плечевой зоне, это покрытие повредит. А попавшая внутрь влага наверняка инициирует процесс коррозии. Таким образом, с течением времени силовая структура боковины будет разрушаться».
С тем самым «течением времени» связан еще один вопрос: каков жизненный цикл шин? Понятно, что формулировка вопроса слишком общая, так как многое зависит от условий эксплуатации шин. Само собой разумеется, что глубина протектора для летних шин не должна быть менее 1,6 мм, а для зимних — 4 мм. Так сколько «живет» шина? «Максимум шесть лет в эксплуатации и десять лет при хранении, — не задумываясь, отвечает г-н Мори. — Последнее при условии, что шины хранятся в прохладном помещении без попадания прямых солнечных лучей и без контакта с агрессивными жидкостями».