Испытания, проведенные экспертами немецкого издания Auto Bild, в очередной раз показали, что износ является критическим фактором безопасности. Чтобы напомнить это автовладельцам, журнал провел тест трех моделей летних шин на мокром асфальте:
Шины испытывались в четырех состояниях: с неизношенным протектором и, последовательно, со остаточной глубиной протектора 5 мм, 3 мм и 1.6 мм.
Тесты на торможение показали, что шины с минимальной разрешенной остаточной глубиной протектора на мокром асфальте становятся неуправляемыми тем больше, чем выше скорость. Остановочный путь при аварийном торможении на таких шинах может достигать 150 и более метров.
Чтобы показать насколько такая езда небезопасна, испытатели соорудили из картонных коробок условное препятствие. Автомобиль на шинах с остаточной глубиной протектора 1.6 мм, тормозящий на скорости 120 км/ч, сносил это препятствие на скорости 106 км/ч, тогда как тормозной путь автомобиля на неизношенных шинах составил 60 метров при той же скорости в начале торможения и дистанции до условного препятствия.
Будь на пути автомобиля с изношенными шинами не картонные коробки, а что-то более существенное — последствия могли бы быть фатальными.
Все дело в экспоненциальной зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости. Так, если экстренное торможение начинается на скорости 80 км/ч, то длина пути вырастает на 10 м, однако если скорость автомобиля 120 км/ч, то при экстренном торможении остановочный путь моментально увеличивается в три раза — фактор который нельзя сбрасывать со счетов.
Не стоит забывать и про эффект аквапланирования, который возникает на высоких скоростях при движении на мокром асфальте: когда воды в пятне контакта с дорожным покрытием становится слишком много, шина теряет сцепление и начинает скользить (планировать) по водяной пленке словно по маслу. В такой ситуации ESP и ABS — электронные системы курсовой устойчивости — могут оказаться бессильны. Тест Auto Bild показал, что на изношенных шинах риск «поймать» аквапланирование возникает уже на 63 км/ч — условия, также представляющие существенную угрозу жизни водителя и пассажиров.
Примечательно, что шины MICHELIN с неизношенным протектором немного уступали конкурентам в тестах на торможении и устойчивость к аквапланированию, однако, с наступлением износа ситуация изменилась: в тестах на скорость потери сцепления шины французского концерна стали выравнивать результат, а затем и вовсе вышли на первое место.
Таким образом тесты Auto Bild подтвердили заявленное MICHELIN свойство выпускаемых ими шин сохранять стабильное сцепление в течение всего срока службы.