Дождь льет просто жуткий. Из автомобиля выходят двое. Обе –дамы в белоснежных манто, в сапожках с каблучком типа «шпилька». Из багажника машины леди невозмутимо достают ручной насос и начинают операцию «дыхание рот в… шланг» (потому что насос засорился). Операция завершена успешно. Резина на колесе пыхтит, дяденька в салоне крутит руль. Место действия – центр Алматы – Ташкентская-Сейфуллина, время действия – позавчера… Мораль – кое-кто забыл «переобуться»: а) потому что не знает, какую «обувь» выбрать, b) потому что хочет проходить в старой, c) потому что его не волнует собственная безопасность, d) все варианты верны…
Шины для автомобиля – это то же самое, что обувь для человека: одел ее не по размеру – ходи-мучайся, можешь и ногу сломать, и даже голову проломить, а если еще и не по сезону вырядился – того и гляди, промокнешь или, наоборот, потом изойдешься. В любом случае ты рискуешь навредить своему здоровью – и никакие ABS тебе не помогут. Шины важнее. Об этом наш разговор с генеральным директором дистрибьюторского центра мировых шинных концернов – компании «Юнитайр», Юрием Номикосовым.
Корреспондент: Дилетантски – для чего нужны шины?
Юрий Номикосов: Они обеспечивают контакт автомобиля с дорогой. При этом по размеру пятно контакта не больше ладошки. Однако безопасность езды в конечном итоге зависит только от шин. Ни ABS, ни противопробуксовочная система ее не дают. Они просто уменьшают влияние водителя на текущие процессы.
Корр.: Значит, с выбором резины нужно быть осторожнее. Какие шины хорошие, а какие плохие?
Ю.Н.: Не бывает шин хороших или плохих. Этот вопрос мы слышим от каждого второго покупателя – он не корректен. Любая шина создана для своих условий. Если выражаться наукообразно, это набор характеристик за определенные деньги. То, что создано для болот, плохо ходит по камням. И наоборот. Да и как можно сравнивать шины, не привязываясь к их цене и предназначению. Если для человека приоритет – экономия денег, то, соответственно, все другие характеристики его не волнуют. То есть кому-то нужна безопасность – он выбирает шины, могущие ее обеспечить. Если нужна резина для Ferrari, цена вообще не имеет значения: главное – удержаться на дороге. Для владельцев спортивных машин даже вопрос ресурса шины так остро не стоит, как для тех, кто ездит со скоростью 60 км/ч. И экстремалы могут себе позволить менять резину по $ 2 000 за комплект каждые 10 000 км, взамен получат адреналин, за который, кстати, уже заплатили немалую сумму при покупке машины. Также и во внедорожной шинной тематике есть свои условия. Кому-то нужны широкие шины, кому-то – узкие. Но это не значит, что узкие, например, хуже широких.
Корр.: Так как же выбрать шину?
Ю.Н.: Если Вы приобрели свой автомобиль новым, то, соответственно, шины с учетом конструкции и всех аспектов эксплуатации на него устанавливал сам завод-изготовитель. А, значит, этот тип резины – самый подходящий. Но можно и самим определить нужные параметры. Самой важной из указанных на шине характеристик является ее размер. Размерность шины указывается в виде последовательности цифр и букв, например, 195/65 R 15 91 H, где: 195 – это ширина протектора в мм, 65 – отношение высоты профиля шины к его ширине, R - обозначение радиальной конструкции шины, 15 - диаметр обода в дюймах, 91 - индекс нагрузки, а H - индекс скорости. Естественно, размер шины зависит от обода колеса, поэтому здесь сложностей обычно не возникает. Индекс скорости указывает максимальную скорость для продолжительного движения на данной шине. Его следует выбирать, исходя из марки и модели автомобиля. Наиболее распространенными являются покрышки с индексами скорости: Q - 160 км/ч; S - 180 км/ч; Т - 190 км/ч; H - 210 км/ч; V - 240 км/ч и W - 270 км/ч. Индекс нагрузки «91» эквивалентен 615 кг. Комбинация TL (tube less) будет означать, что шина бескамерная. Когда размеры определены, нужно решить, в каких условиях будет использоваться шина. Если во внедорожных, то лучший выбор – резина от мирового эксперта в области шин 4х4 – BF Goodrich. К тому же этот производитель предлагает такую огромную гамму продукции, что она на 90 % перекрывает весь наш парк автомобилей 4х4. Для тех, кто редко съезжает с асфальта и высоко ценит комфорт, наилучшим подойдет резина от Michelin.
Корр.: Какие шины предпочесть посезонно?
Ю.Н.: В зимний период – зимние и обязательно от известного производителя. Если ночные температуры не опускаются ниже 0 оС, то пора переходить на летние шины. При температуре + 10 оС зимняя резина уже начинает интенсивно изнашиваться. Благо, выбор летних и всесезонных шин сейчас большой.
Корр.: А по типу – шипованные или нешипованные?
Ю.Н.: Здесь опять же все зависит от того, как и когда эксплуатируется покрышка. Шипованные обеспечивают максимальную безопасность, но чуть меньший комфорт и максимальная скорость эксплуатации. Еще один фактор – шум: шипованные шины шумят сильнее, чем нешипованные, но последние достижения в этой области, свели к минимуиу этот недостаток, за счет более совершенной связки «шип-шина».
Корр.: А влияет ли как-то марка автомобиля на выбор шин?
Ю.Н.: Обязательно. Люди все больше начинают следить за своим имиджем. Никому не придет в голову с дорогим костюмом за $ 2 000 надеть дешевый полиэстеровый галстук. Это бросается в глаза. В последнее время производители все чаще отмечают внимание потребителей к внешнему виду шин и умудряются делать их не просто круглыми и черными, а придать каждой модели какую-то индивидуальность: сделать необычным рисунок протектора, дизайн боковины – естественно, не в ущерб техническим характеристикам резины. Есть галстук – это, грубо говоря, аксессуар, то шины – нет.
Корр.: А у Вас какие шины?
Ю.Н.: BF Goodrich Mud - Terrain. Мои увлечения связаны с передвижением по бездорожью, скажем так. Поэтому я и выбираю шины для самых тяжелых условий, чтобы не застрять где-нибудь в 100 км от ближайшего асфальта с проколотой шиной. Я и каждый день езжу на этой резине. Проблем, связанных с ней, у меня пока не возникало. Сказать, что они не могут подвести никогда, конечно, нельзя. Знаете, чем отличается подготовленный внедорожник от неподготовленного? На подготовленном нужно дальше идти за трактором!
Корр.: От чего зависит срок службы шин?
Ю.Н.: Больше всего от манеры езды. Если на гонках Формулы-1 шины меняют через несколько кругов, на ралли – минимум, через каждые 60 км. К тому же шина, как и тормозная система, напрямую связана с состоянием дорог. Если дороги разбиты, то она изнашивается быстрее, чем на чистом асфальте.
Корр.: Юрий, что посоветуете, чтобы не «убить» шину быстро?
Ю.Н.: Есть пять золотых правил повышения безопасности, максимального пробега и срока службы шин.
Во-первых, нужно регулярно проверять давление в шинах. Неравное давление в шинах влияет на управляемость автомобиля и приводит к неравномерному износу протектора. К тому же изменение давления в шинах на 20 % меняет срок ее службы уже на 30%. Во-вторых, следует переставлять покрышки с передних колес автомобиля на задние через каждые 5 - 10 тысяч километров пробега, потому что шины на разных осях изнашиваются по-разному. Меняя колеса местами, нужно не забыть проверить давление в шинах.
В-третьих, не стоит допускать эксплуатации «направленных» шин против направления вращения, показанному на боковинах шин. Если шины установлены так, что вращаются в направлении, противоположном расчетному, то их характеристики не будут оптимальными во всех режимах и условиях эксплуатации.
В-четвертых, нужно водить машину спокойно. Резкие торможения и заносы в поворотах сокращают срок службы покрышек, что особенно характерно для шипованных шин. И, последнее, при замене шин обратите внимание на неравномерность износа старых покрышек. Правильно установленные и нормально эксплуатируемые шины должны изнашиваться равномерно. Если заметен неравномерный износ протектора, необходимо проверить углы установки управляемых колес, а также смонтировать и отбалансировать колеса на станции технического обслуживания.
Корр.: Идеальная шина для весны – какая она?
Ю.Н.: Идеальных шин не существует вообще. Если исходить из эксплуатационных характеристик, то раскисшие весенние дороги повышают износ шин любого типа. Мы рекомендуем переходить на летние шины, когда ночные температуры уже не опускаются ниже нуля.
Корр.: Что вы можете сказать о внедорожном спорте, ставшим у нас так популярным в последнее время?
Ю.Н.: За последние пять лет «внедорожное движение» в Казахстане совершило гигантский скачок вперед. И это в большей степени благодаря появлению на рынке качественных шин. Экстремальные внедорожные путешествия и соревнования дают людям очень многое: ощущение, что можешь больше, чем кто-то другой, можешь проехать там, где другой уже «сидит» и шины в нем играют не последнюю роль: как известно, 50 % проходимости зависит от резины.
Раньше максимум, что могли увидеть болельщики на соревнованиях, так это УАЗик на оригинальных внедорожных шинах и блокировками от БТР в обоих мостах. Сейчас бюджет подготовленных машин доходит до $ 50 000 – 60 000 и наши спортсмены, назвать которых любителями не поворачивается язык, собирают призовые места на сложнейших в мире трофи-рейдах, какими, например являются «Ладога». Хотя обычные шины не такие дорогие, как специальные гоночные, судить об их качестве можно, что мы и сделаем в следующий раз.