Қазақша | Русский
Эдуард Мишлен.
Воскресным утром 6 сентября 1891 года необычайное оживление царило у сквера Монтолон в Париже. Именно отсюда стартовала 1200-километровая велосипедная гонка "Париж-Брест-Париж", обещавшая стать большим событием. Помимо спортивных рекордов гонщиков, истинная цель соревнований заключалась в проверке на прочность велосипедов, их частей и механизмов. Строжайший регламент обязывал выполнить гонщиков весь пробег на одном и том же велосипеде, для чего на рамах и спицах колес были установлены поэтапно контролируемые пломбы. Среди болельщиков и любопытных, теснящихся вокруг двухсот шести гонщиков и их тренеров, самыми озабоченными выглядели конструкторы велосипедов. Для зарождающейся промышленности с множеством мастерских и фабрик на ремесленном уровне, это испытание велосипедов было поистине выдающимся событием. Каждый конструктор втайне ожидал чуда от "своего спортсмена". Самыми возбужденными среди жаждущих славы казались два брата Андре и Эдуард Мишлен, молодые предприниматели с трепетом обхаживающие велосипед Шарля Террона. Они бросили последний взгляд на изобретенные ими "съемные" шины, одетые на обода колес. Эти шины - новинка, впервые официально представленная публике. И кроме братьев в нее никто не верил.
Утром 9 сентября в 6 часов 35 минут Террон первым пересек финишную линию на бульваре Майо. Встреченный овациями десятитысячной толпы Шарль Террон стал легендой. Вторым к финишу пришел Жиель, но только через 9 часов, по прошествии вечности.
Моментальная реакция братьев на победу Террона, удивляет даже сегодня своей стремительностью. К моменту прибытия первых гонщиков, когда победа Шарля Террона больше не вызывала сомнения, братья Мишлен организовали среди болельщиков распространение рекламного листка, объясняющего преимущество надувных шин. Рискованный "ход конем"окончательно вывел "Мишлен и К" из стагнации и полной неизвестности. Текст рекламного листка гласил: "Пневматические шины "Мишлен" из Клермон - Феррана. Благодаря простоте их съема и ремонта я выиграл гонки "Париж-Брест-Париж". Подпись: Шарль Террон".
Ничто не предвещало, что Андре и Эдуард Мишлен будут работать с каучуком. Почти ничто, если не считать серьезных проблем на семейном предприятии Клермон-Ферране. В 1886 году фабрика каучука и сельскохозяйственных машин было доведена до полного упадка, и Андре Мишлен был вызван для спасения семейного предприятия. Неизвестно, как Андре уговаривал брата Эдуарда оставить карьеру художника, но с 28 мая 1889 года Эдуард Мишлен стал управляющим мануфактуры с новым названием "Мишлен и К". Именно упорство было необходимо молодому художнику без какого-либо технического опыта, заброшенному в Клермон-Ферран, на фабрику, находящуюся в полном упадке. Возрождение "Мишлен" начиналось трудно, но отличалось живым и практическим подходом. В первоначальном ассортименте фирмы "Мишлен и К" можно было найти множество разнообразных моделей клапанов, газовых и водопроводных труб, прокладок, ремней и т.д. Объемы продаж были очень скромны, за исключением двух изделий, пользующихся успехом: детских резиновых мячей и бесшумных тормозных колодк " The Silent".
Весенним днем 1889 года в "Мишлен" обратился за помощью спортман ( так называли велосипедистов в те времена), одна из шин его велосипеда была проколота (речь о модели шины фирмы "Данлоп", с надуваемой воздухом резиновой трубкой, покрытой защитной тканью). Большим недостатком данной шины было то, что ее невозможно было снять с колеса, она намертво приклеивалась к деревянному ободу. В случае прокола нужно было иметь при себе множество инструментов, а также обладать большой сноровкой и терпением для расшифровки … шестидесяти страниц инструкции. Желание помочь велосипедисту решить проблему с его шиной разбудило интерес Эдуарда Мишлена к усовершенствованию пневматических шин.
Разработка съемной шины, ставшая приоритетной задачей предприятия, на деле оказалась гораздо более сложной, чем она представляется нам сегодня. Решение кардинально изменить "надувную трубку" пошло в разрез с распространенным мнением ремесленников и мастеров на все руки, что обод колеса и протектор шины являются неотделимыми друг от друга элементами. Эдуард и его друг инженер Ларош пустились на поиски, ведущие к разделению функций этих двух элементов (обод сам по себе, шина сама по себе). На эти эксперименты ушло примерно два года напряженной работы. И к лету 1891 года были сделаны заявки на три патента, последний из которых датирован 14 августа, а это значило, что до старта гонок "Париж-Брест-Париж" осталось ровно 24 дня.
Соревнования, где смелый Шарль Террон одержал убедительную победу благодаря съемным шинам "Мишлен", окончательно закрепели за фирмой репутацию производителя пневматических шин и принесли ей признание. Рекламная компания вокруг победы Шарля Террона. блестяще организованная Андре Мишлен, разделила роли братьев. Эдуард взял на себя технические исследования, управляя всеми технологическими процессами, Андре занялся развитием отношений предприятия с клиентами.
Первая съемная шина явилась значительным шагом вперед, доказав, что будущее именно за этим типом шин. Однако ее предстояло значительно усовершенствовать. Как сразу понял на собственном опыте Шарль Террон, для того, чтобы отвинтить семнадцать винтов и гаек в случае прокола, требуется невероятное терпение, трудно совместимое с нервным ритмом соревнований. Вот почему, уже через три месяца после гонок "Париж-Брест-Париж", Эдуард разработал вторую модель съемной шины, дающую велосипедисту возможность ликвидировать прокол за рекордный срок, близкий к сегодняшнему. Изюминкой стенда "Мишлен" на "Стенлей Шоу" в Лондоне в декабре 1891 года стала новая съемная шина, демонстрация которой на знаменитом велосипедном салоне носила остроумный и развлекательный характер, благодаря таланту Андре.
Устроившись рядом с велосипедом Шарля Террона техник фирмы, по просьбе зрителей, без конца разбирал и собирал колесо … тратя на это одну минуту пятьдесят пять секунд… Демонстрация завораживала и зрителей и конкурентов, которым предлагалось самостоятельно проделать те же операции. Необходимое для этого время, даже для совершенно неопытных, составляло от 2 до 4 минут, что окончательно убедило публику в действенности изобретения. Будущее съемных шин отныне было предопределено. Успех стал очевиден. Предприятие расширило ассортимент выпускаемой продукции, предлагая теперь еще и шины для инвалидных кресел, тачек и детских колясок. Но восхождение к славе братьев Мишлен только начиналось. Пионеры пневматических шин обратили свой взор к новому зарождающемуся виду транспорта - автомобилю, не на двух, а на четырех колесах, плюс пятое - запасное.
Фирма "Мишлен" была уверена в необходимости перевода автомобилей на пневматические шины. Но конструкторы не спешили воплощать в жизнь эту идею, и "Мишлен" устремился на рынок фиакров с конной тягой. В феврале 1896 года первый парижский фиакр на шинах открыл перед компанией огромный транспортный рынок на конной тяге, широко распространенный во Франции с 16 века. Война фиакров в Париже приблизилась к убедительной победе "Мишлен" и Андре подтолкнул своего брата "приспособить их шину к автомобилю". "Шина для фиакров, - возражал ему Эдуард, - используется только на благоустроенных городских дорогах, в то время, как автомобильная шина должна выдерживать более грубые покрытия, а также гальку и режущие кромки камней. Шины фиакра работают на низкой скорости, шины автомашины предназначены для высоких скоростей и одеваются на ведущие колеса. Не лучше ли в этих условиях сконцентрировать все усилия на транспортных средствах с конной тягой, ведь здесь клиентура практически неограничена, тогда как все автомобили Франции могли бы уместиться во дворе нашего завода?"
" Но автомобиль вытеснит лошадь, как только окажется на шинах!" - противостоял ему Андре. "Мы должны работать не над вчерашними и даже не над сегодняшними идеями, а над завтрашними перспективами. Чем сложнее проблема, тем у нас больше шансов решить ее первыми". Аргументы старшего брата убедили Эдуарда, и он начал первые разработки, осознавая невероятную трудность этого пути. Пяти лет было достаточно, чтобы автомобиль и пневматические шины стали неотделимы друг от друга.
"Лучший способ убеждения, это дать возможность потребителю просто опробовать изделия и сравнить его с конкурирующими". Используя этот принцип "Мишлен" участвовал во всех крупнейших автомобильных гонках начала века. Во время гонок чаще всего сидел за рулем сам Андре. И он не раз доказывал на деле преимущество съемных пневматических шин над массивными колесами, выигрывая почти все важнейшие гонки: "Париж-Марсель-Париж" в 1896г., "Париж-Амстердам-Париж" в 1898 г., "Тур де Франс" в 1899 г. и т.д. Чтобы избавиться от ненужных расходов, изготавливая лучшие шины по самым низким ценам, компания объявила о временном отказе от дальнейшего участия в этих соревнованиях. Сопровождая быстрое распространение велосипедов, а затем рождение автомобилей небольшая мануфактура Клермон-Феррана стала лидером-новатором. "Пежо", "Делае", "Болле", "Де Дион" и многие другие, включая "Пан-ар" стали постоянными клиентами "Мишлена". На рубеже двух веков маленькая компания превратилась в крупное предприятие. С 1891 по 1900 годы её оборот взлетел от 460 000 до 6 миллионов франков.
Каждая большая фабрика или маленькая мастерская обзаводилась своим фирменным знаком, часто включающим в себя персонаж-тип. Это были и герои мифологии (такие как русалка, для одного из производителей стиральных машин) или исторические личности, образы зверей ( лев "Пежо") или растения. В этом потоке фирменных знаков трудно было найти свое место, но братья Мишлен и здесь успешно справились с этой задачей. Идея создания Бибендума - персонажа-типа, может быть приписана прозорливости Эдуарда, интуиции его брата Андре и воплощению придуманного образа известным рекламным художником О' Галопе.
Однажды, участвуя в одной из многочисленных выставок, стремясь как можно лучше оформить свой стенд, ответственный за него, выложил по обе стороны от входа колонны из шин разных диаметров. Неожиданный эффект этого зрелища дал Эдуарду идею, которой он поделился с братом: "Смотри, если добавить руки, получится человек!" Так с весны 1898 года странная "личность" из пневматических шин, которого вскоре назвали "Бибендум", начал свою общественную жизнь. Название символа Мишлена "Бибендум" (в переводе "дорожный пропойца") стало откликом на девиз компании: "Мишлен" - шины, "выпивающие" неровности дорог". Преодолевая пространство и время, образ Бибендума постоянно менялся. Единственный повторяющийся элемент - рисунок его тела, составленного из шин. Благодаря неординарным рекламным способностям Андре Мишлена Бибендум был неизменно популярен. С 1898 по 1930 год было создано более 20 000 рисунков Бибендума. Он становился то Наполеоном, побеждающим англичан, то фараоном в долине Нила, то он появлялся в роли добродушного ангела - хранителя автомобилиста, или в образе самого автомобилиста. Какими бы экстравагантными и неожиданными не казались появления Бибендума, они всегда были плодом особого внимания и тщательной подготовки. Способствовал ли Бибендум продажам? Андре Мишлен никогда не сомневался в этом.
В 1901 году "Мишлен" выпускает первый путеводитель, предоставляющий всю полезную информацию автомобилистам, проезжающим по Франции: от мест заправок и ремонта автомобилей до адресов ночлега и питания. Для Андре Мишлен это было первым шагом на пути, кажущимся братьям абсолютно необходимым. Мишлен пошел дальше для увеличения продаж своей продукции, развивая сервис, не существующий в те времена на дорогах Франции. Новая стратегия фирмы привела к широкому распространению автотранспорта в стране. "Мишлен" выступил в этой области с рядом инициатив государственного масштаба. Эта стратегия завершилась созданием Отделения Маршрутов (1908 г.) и затем изданием региональных путеводителей (1926 г.), предвестников зеленых "Гидов "Мишлен", открывших эру большой моды на путешествия.
В 1914 году, когда Франция была втянута в войну, братья Мишлен предоставили свои заводы и инженеров для создания воздушных сил страны. Ко времени перемирия заводы "Мишлен" выпустили 1884 боевых самолета.
С 1900 года быстрый рост компании "Мишлен" сопровождался ее стремительным распространением за пределами Франции. В начале века фирма вела деятельность на большой части Европы через широкую сеть агентств в Бельгии, Голландии, Швейцарии, Германии, Англии и Испании. Намерение производить продукцию за границей, было осуществлено в 1906 году, когда в Турине был открыт первый завод компании, расположенный вне территории Франции. В 1908 году Мишлен построил свой завод и в Соединенных Штатах.
В апреле 1931 года Андре Ситроен организовал "Желтый круиз" по Азии. Эта экспедиция усовершенствованных автомобилей, оборудованных шинами, изготовленными для этих целей в Клермон-Ферране, должна была пересечь Гималаи, пустыню Гоби, Афганистан и Китай. Андре Мишлен, в свои 78 лет, загорелся этой идеей. Но не мог физически принять участие в экспедиции. Он умер 4 апреля 1931 года, так и не узнав результатов этого пробега, обещающего стать самой большой автомобильной авантюрой века. В 1931-37 годах в Германии, Аргентине, Испании, Чехословакии и Бельгии появились еще 5 заводов уже известной компании.
В августе 1940 года, в возрасте 81 год умер Эдуард Мишлен. Роббер Пизо и Пьер Буланже, назначенные директорами взяли на себя управление фирмой насчитывающей множество филиалов во всем мире.
Роббер Пизо возлагал большие надежды на новую концепцию пневматической шины одного из талантливых инженеров фирмы Мариуса Миньола. Идея была очень проста и заключалась в изменении расположения перекрещивающихся слоев корда покрышки, образующих каркас шины; отныне они будут располагаться не под различными углами как ранее, а радиально, образуя дуги, перпендикулярно протектору шины. Эта новая структура не только удваивала срок службы шины, но также объединяла ее две противоречащие друг другу функции: вертикальную гибкость, смягчающую неровности шоссе и горизонтальную жесткость, обеспечивающую устойчивость автомобиля на дороге. Появление радиальной шины, известной под маркой "Мишлен Х", стало настоящей революцией и обеспечило предприятию технологическое опережение всех конкурентов на несколько лет!
В 1955 году одним из директоров фирмы становится Франсуа Мишлен, внук Эдуарда. В результате приложенных им усилий за 15 лет с 1955 по 1969 год было создано 15 новых заводов "Мишлен". За все время своего существования "Мишлен" имела репутацию серьезной компании, шины, которой отличались особой прочностью и медленно изнашивались. Такие гиганты строительных машин как "Катерпиллер" или "Форд Мустанг" начали оборудовать свои автомашины шинами из Клермон-Феррана. Продукция фирмы "Мишлен" оказалась среди товаров самой крупной американской сети "Сирс и Робэк", продающей по каталогам. В опросе французского населения о популярности компаний, результаты которого были опубликованы в августе 1996 года журналом "Л'Экспансьон", "Мишлен" занимает второе место вслед за законодателями мод - фирмой "Шанель", опережая фирмы "Мерседес-Бенц", "БМВ" и "Кока-Кола".
1996 год - изобретение еще одного революционного концепта от компании "Мишлен" - системы РАХ, вышедшей на рынок в 1998 году. Новая шина системы РАХ открывает широкие перспективы для всеобщего прогресса, не только в области производства шин, но также и в автомобилестроении. Это столь же революционное открытие, какими были в свое время "демонтируемая" и радиальная шины.
C самого начала история "Мишлен" теснейшим образом переплетается с историей автомобильных гонок, рассматриваемых фирмой как генератор новых идей. Увлечение Мишлен автомобильным спортом началось с победы Шарля Террона в крупнейшей велогонке Париж-Брест-Париж. Победы в других соревнованиях не заставили себя ждать. В 1895 году - автопробег Paris-Bordeaux-Paris: братья Мишлен успешно пришли к финишу на автомобиле "Eclair" (Молния) - единственном транспортном средстве, экипированном шинами, что уже само по себе стало победой.
29 апреля 1899 года электромобиль "Jamais Contente" (Вечно недовольный) с мотором весом в 400 кг, управляемый Женаци, преодолел рубеж скорости 100 км/час. Эта машина была настоящей бомбой на колесах - на ободах и шинах "Мишлен", которые стали прародителям гоночных шин за счет небольшого диаметра и широкого протектора. Это было гениальным изобретением - до этого применялись шины "каретного" типа - высокие и узкие.
В 2001 году после 16-ти летнего отсутствия, компания "Мишлен" снова участвует в гонках Формула 1. Команда "Мишлен" и 5 ее партнеров блестяще побеждали 4 раза, столько же раз в пол-позишн и три раза занимали третье место. Оспаривая абсолютное превосходство Ferrari в 2002 году, команда "Мишлен" и 6 ее партнеров были в числе лидеров на всех 17 финальных заездах Grand Prix. В настоящее время компания "Мишлен" имеет многолетнюю безупречную репутацию в авто-мото-спорте. На сегодняшний день в автогонках на счету компании "Мишлен" много блестящих побед: Формула 1: 65 побед в Grand Prix, 3 победы в Кубке Пилотов, 2 победы в Кубке Конструкторов. 24 часовая гонка Le Mans: 5 лет непрерывных побед. "American Le Mans Series" с 1999 года (с начала создания этих гонок) команда "Мишлен" завоевала 8 побед в Кубке Пилотов и Кубке Конструкторов. Ралли: с 1982 года 16 титулов Чемпиона мира в Кубке Пилотов. С 1981 года 16 титулов Чемпиона мира в Кубке Конструкторов. Ралли рейды: на протяжение 17 лет участия в ралли Paris-Dakar группа "Мишлен" лидирует во всех категориях: легковые, грузовые автомобили.
Стремительное развитие компании "Мишлен" выдвинуло ее в число мировых лидеров, а от этого ответственность за "выпивание" неровностей дорог только возросла. "Мишлен" продолжает выпуск велосипедных шин для сегодняшних Терронов, производит шины для вагонов метро, поездов, самолетов и космических кораблей - для всего, что движется. Мы надеемся, что теперь, когда вы познакомились с историей "Мишлен", у вас появится желание поближе познакомиться и с их знаменитыми шинами, покорившими мир.