8 сентября 2014 года компания Nokian Tyres представила журналистам из России шины Hakka Black SUV, Hakka Blue SUV, Nordman S SUV, а также Hakka C2. Все они относятся к различным сегментам рынка и по своим характеристикам отвечают довольно высоким и достаточно средним запросам автомобилистов. Абсолютные новинки летнего сезона 2015 года на асфальтовом покрытии и вне дорог протестировал специальный корреспондент DRIVENN.RU.
«Господа, извините за погоду: я заказывал дождь, а у нас — солнце», — с этого полушутливого намека на то, что шины лучше бы тестировать в экстремальных условиях, Матти Морри начал презентацию, которая проходила на полигоне Premier Park неподалеку от Порвоо, Финляндия. Руководителю отдела по технической поддержке клиентов Nokian Tyres, конечно же, хотелось, чтобы автомобильные журналисты получили впечатление от работы летних покрышек на мокром асфальте, прочувствовали как использованные при их создании новые технологии успешно противостоят эффекту аквапланирования, насколько они прочны, комфортны и безопасны. Но вот беда — небесная канцелярия и в самом деле «подвела». Плюс 20–22 градуса, небо ясное, и лучи осеннего светила заставляют снять сначала куртку, а потом и легкий джемпер, и остаться в футболке… Так, посуху, за исключением пары эпизодов, и откатали всю программу — не ждать же дождя, в самом деле.
Вести с Матти диалоги о резине — значит очень сильно рисковать. Лучше — слушать. Человек, проработавший в компании почти тридцать лет, знает о шинах буквально все, не случайно же в Nokian Tyres его с уважением называют «Мистер шина». В самом деле, лучшего эксперта по резине — еще поискать надо, а сообщил нам «Мистер шина» много чего интересного, в том числе и из области химии.
Под зеленым покрывалом — фирменного цвета концерна Nokian Tyres — «спрятаны» три, предназначенные для внедорожников, шины. Матти чуть приподнимает «мантию» и выкатывает первую. Это — Hakka Black SUV. Она прочнее предшественниц и обладает отличной управляемостью. Уверенное и скоростное вождение на трассах с крупнозернистым асфальтом и на более гладком покрытии, характерном для городских шоссе, гарантируют многочисленные инновации (позже мы выяснили, что и на грунтовке она ведет себя отменно), на которых и сосредоточился «Мистер шина».
Как известно, в шинах автомобилей сегмента SUV чаще всего повреждаются боковины. Полностью преодолеть эту напасть пока, видимо, невозможно, но отдел разработок Nokian постарался минимизировать воздействие на резину острых камней и прочих, естественных и не очень, преград, которые поджидают любого автомобилиста, съехавшего с трассы. Да и на ней вполне может попасться бетонный блок, с торчащими из него кусками арматуры. Проехать по нему — значит почти гарантированно пробить эту самую боковину. Однако Hakka Black SUV такая «засада» не берет. В подтверждение нам показали видеозапись придуманного инженерами теста, во время которого автомобиль наезжал на такой блок. Покрышка оставалась целой и невредимой.
А все потому, что вслед за зимней шиной Hakkapeliitta 8 SUV, на летней Hakka Black SUV также применена технология Nokian Aramid Sidewall. «Это — самая главная наша новация, направленная на максимальную защиту боковины от ударов и порезов, — комментирует Матти Морри. — В резиновую смесь для боковины добавлены волокна арамида, который используется в авиационной и военной промышленности. Материал очень крепкий, очень легкий и, к сожалению, очень дорогой. Однако он реально усиливает боковину, позволяя лучше выдерживать внешние воздействия и давление на фланец колеса».
Жесткие внутренняя и внешняя плечевые зоны Hakka Black SUV соединяются крупными шашками, которые, в свою очередь, связаны между собой продольными ребрами. Широкие и массивные, они делают протектор менее подверженным деформации и снижают подвижность шашек во время контакта с дорогой.
В общем, очень жесткий «рисунок» вместе со скошенными углами наклона канавок обеспечивает логичное поведение колеса во время перестроения и в поворотах. Позаботились здесь и о снижении шума, придумав дизайн продольных ребер протектора в виде полусферических полостей, напоминающих профиль мяча для гольфа. Благодаря технологии Silent Groove Design и в салоне тише, и за его пределами шума меньше.
Проблему аквапланирования, представляющего одну из главных опасностей, подстерегающих автомобилистов во время дождя, в Nokian попытались решить посредством так называемых, «перьевых» канавок.
Они прорезаются через ребра в центральной зоне, эффективно собирая воду и направляя ее в сторону продольных канавок. Одна из хитростей технологии «Trumpert grooves» в том, что изменив угол наклона стенок канавки, инженеры добились того, что она стала прокачивать больше воды, отток которой также ускоряется четырьмя широкими полированными главными канавками.
А теперь — обещанная «химия». Для шин Hakka Black SUV разработана специальная резиновая смесь Black Coral Silica, которую оптимизировали под интенсивную эксплуатацию и высокие скорости. Молекулярные цепочки между микропористой силикой и резиновой смесью образуют структуру, напоминающую коралл. У нее широкая контактная поверхность, но при этом она остается крайне жесткой. «Мистер шина» объяснил это проще: «Мы создали другие связи, которые проходят через молекулы, а не минуя их. Отсюда — надежный контакт с дорогой при любой температуре и качестве дорожного покрытия, а также — в дождь».
Возможно, кому-то это покажется скучным, но лучше, все-таки, знать благодаря каким инженерным ухищрениям совершенствуются покрышки, как они работают и для чего все это делается. В случае с Hakka Black SUV мы имеем уникальную концепцию шин для сложных климатических условий, к коим, как известно, относится и Россия, и, в то же время, прочных, надежных и скоростных. Именно эта модель, предназначенная для больших внедорожников, будет выпускаться в 26 типоразмерах от 17 до 22 дюймов и с индексами скорости V (240 км/ч), W (270 км/ч и Y (300 км/ч).
У модели Hakka Blue SUV индексы скромнее: T (190 км/ч), H (210 км/ч и V (240 км/ч). Как, впрочем, и размерность — от 15 до 18 дюймов. Они рассчитаны на небольшие и средние кроссоверы, набирающие популярность в скандинавских странах, ну и, естественно, в России. При их создании инженеры Nokian взяли на вооружение несколько иную концепцию. «Мы ориентировались на менее скоростные характеристики, — рассказывает Матти Мори. — И управляемость на высоких скоростях не была главной задачей. А вот на решении проблемы аквапланирования и комфорте сосредоточились основательно».
Как и в Hakka Black SUV здесь нашли применение технологии Nokian Aramid Sidewall, Trumpert Grooves, Silent Groove и похожая на коралл расширяющая молекулярная структура, которую, в соответствии с названием шины, именуют Blue Coral Silica. Она-то и увеличивает прочность на разрыв и жесткость резиновой смеси. Отсюда и хорошее сцепление на сухой и мокрой поверхности, износостойкость. Но не только.
Низкое сопротивление качению и надежное управление на соответствующих индексам T, H и V скоростях, а они, надо признать, тоже немалые (см. выше) достигнуто, в частности, за счет технологии Smooth Rolling. Асимметричный протектор повышает комфорт при вождении, позволяя шине точно реагировать на движение руля. А поскольку она очень хорошо подходит для передвижения по пересеченной местности, то и наклонные прямоугольные грунтозацепы, и «удалители» камней в главных канавках протектора пришлись очень кстати.
Как, впрочем, и технология Hydro Grooves. Тоже, кстати, интересное решение: на крайних продольных ребрах в центральной части протектора расположены глубокие диагональные канавки, которые открываются только с одной стороны, стабилизируя управляемость и, одновременно, нанося удар по аквапланированию — собранная в них вода направляется в продольные канавки, а проще — возвращается туда, откуда пришла.
Если Hakka Black SUV и Hakka Blue SUV относятся к премиальному сегменту, что напрямую отражается на их цене (стоимость шин компания обнародует позже), то Nordman S SUV — более доступная резина. На презентации «живьем» ее не показали, объяснив это тем, что пока имеются только тестовые варианты. То есть испытания, видимо, еще не закончены, но кое-какая информация уже есть.
Эта покрышка специально создана для дорожных покрытий, типичных для стран Скандинавии, Финляндии и России: от мягкого гравия или песка до грубого асфальта. Будет представлено 15 типоразмеров — от 16 до 18 дюймов. Скоростные индексы не указаны. Вероятно, не так это и актуально, учитывая, что шины должны обратить на себя внимание, прежде всего, тех, кому важна не столько ураганная динамика, сколько безопасность.
Асимметричные внутренняя и внешняя плечевые зоны, водоотводящие и самоочищающиеся канавки, диагональные и прямоугольный грунтозацепы — у этих шин есть все для того, чтобы обеспечить комфортную езду по бездорожью. Плюс — защита ребра диска, которая не даст чиркнуть о бордюр, даже если вы слишком близко прижались к обочине.
Несмотря на то, что Nordman S SUV относится к среднему ценовому сегменту, конструировали ее, по словам Матти Мори, как премиальную. Отсюда и те высокие качества, которые имеются у более «старших» и дорогих моделей: способность активно сопротивляться аквапланированию, точность управления, прочность.
Nokian Hakka C2 должны оценить водители легких грузовиков и микроавтобусов. Они-то как раз и просили компанию сделать очень прочные летние шины, способные эффективно работать на грубых дорожных покрытиях и выдерживать вес тяжелых грузов. Специально для этих покрышек была разработана новая резиновая смесь Aqua Grip C, обеспечивающая требуемые для этой техники сцепные свойства, снижающая сопротивление качению, что в итоге приводит к экономии топлива.
Наконец, на протекторе расположен запатентованный Nokian индикатор степени износа (DSI). Цифры обозначают глубину главной канавки в миллиметрах. Индикатор в виде капли воды указывает на повышение риска аквапланирования и стирается при глубине протектора менее 4 миллиметров. Если износ выше — это явный сигнал менять покрышку.
«Душ» команда Nokian, все же, нам устроила. Из поливалок. Одно из упражнений и состояло в том, чтобы разогнавшись до 55 километров в час, резко затормозить на участке с мокрым асфальтом и тут же обойти препятствие из конусов. И Hakka Black, и Hakka Blue продемонстрировали стабильность, отменную управляемость, в общем — полную адекватность.
Не обошлось, конечно, без помощи электронных систем безопасности, которые подкорректировали траекторию «Туарегу» и другим премиальным автомобилям, по очереди выходившим на стартовую прямую. А здесь были и Audi Q5, и Mercedes-Benz GLK 220 CDI, и Volvo XC 60… Такие машины сами по себе могут многое, но если они опираются на высококачественные покрышки, эффект, как минимум, удваивается.
Мы довольно долго колесили по дорогам общего пользования, съезжали на проселки, углублялись в лесные чащи, ехали по ушатанной дождями и колесами тракторов местных фермеров, но уже подсохшей грунтовке, вспоминая периодически… мать. В смысле — Родину. И как не вспомнить родные края, когда потрясывает на ухабах — мышечная память-то она и в стране Суоми таковой остается!
Подобных ситуаций, правда, было немного, даже в лесу. Апофеозом же наших странствий стало прохождение брода, который представлял собой, если мы правильно успели его оценить, что-то вроде переката между двумя озерцами. Туча брызг, взметнувшихся к небу, грязь из-под колес… Машина — ни влево, ни вправо, точно держит курс, даже электроника ни во что не вмешивается. Коллегам из группы «А» (перед тестом журналистов разделили на два «дивизиона»), кто поджидал нас на том берегу, повезло: сделали эффектные снимки. Зато чуть раньше наша «команда В» по полной успела оторваться в «Премьер парке», закладывая виражи, обходя препятствия и разгоняясь на прямых.
И с каждым кругом скорости становились выше, и виражи брались при минимальном сбросе газа, а конуса огибались почти без торможений. Мы, знаете ли, поймали кураж, который можно себе позволить, имея такую резину.
Фото: DRIVENN.RU и Nokian Tyres