Если вас в дороге застал неожиданный и сильный дождь, вы наверняка столкнётесь с эффектом аквапланирования. Мы расскажем как свести риск аварии, возникающий в результате этого явления, к минимуму.
Хорошие шины и давление в них — значительно снижают риск аквапланирования. Если автомобиль начинает скользить по водяной пленке на дороге — начните снижать скорость, отпустив педаль газа и нажав на сцепление, не поворачивая при это рулевое колесо.
Риск возникновения аквапланирования особенно велик в углублениях заполненные водой, которые часто встречаются на асфальтовых дорогах с интенсивным движением. Следует избегать попадания в них, особенно при обгоне. Риск аквапланирования увеличивается, когда начинается дождь — вода распространяется за пределы дорожного покрытия, образуя «ковер». Снижение скорости является наиболее правильным действием, когда начинается сильный дождь.
— Даже новые шины высокого качества не смогут предотвратить аквапланирование, если скорость слишком высока. Вода попросту не будет устраняться из пятна контакта. И чем тяжелее дождь — тем ниже должна быть скорость.
Правильный выбор скорости и хорошие шины значительно снижают риск аквапланирования, — говорит менеджер по продукции Nokian Tyres, Фредрик Хауге.
Глубина протектора шины имеет большое значение, особенно когда речь заходит о способности вывода воды из пятна контакта с дорогой. Хотя закон разрешает использовать шины с глубиной протектора 1,6 мм для летних шин, риск аквапланирования, тем не менее, высок, т.к. шины весьма изношены. Nokian Tyres рекомендует ездить на шинах с глубиной протектора по крайней мере 4 мм.
Немаловажно и качество шин. Результаты испытаний летних шин, опубликованный в журнале Auto, Motor & Sport (7/2014) показали, что лучше всего с тестом на аквапланирование справились шины Nokian Hakka Blue: скольжение началось на скорости 84,1 км / ч, в то время как другие тестируемые шины начали планировать на воде при скорости 75,6 км / ч.
Отметим также, что слишком низкое давление в шинах увеличивает риск аквапланирования. Давление воздуха следует измерять в холодных шинах и, если автомобиль сильно загружен, давление нужно увеличивать на 10-15 процентов.
Если автомобиль в конце-концов начинает скользить на водяной пленке, важно адекватно реагировать на ситуацию. Неправильная реакция может значительно ухудшить ситуацию — настолько, что автомобиль в конечном итоге окажется в канаве или вылетит на встречную полосу.
— Когда теряется сцепление с дорогой важно сохранять спокойствие. Отпустите педаль газа, нажмите на сцепление и не пытайтесь поворачивать руль. При аквапланировании автомобиль все равно не будет слушаться руля, а все усилия контролировать его могут возыметь обратный эффект, поэтому важно не трогать руль. Если руль будет повернут вправо или влево, автомобиль может получить неожиданный и сильный занос, когда колеса получат сцепление с дорогой. Времени среагировать будет очень мало. Тем более, не стоит набирать скорость во время аквапланирования — станет только хуже, — предупреждает Фредрик Хауге.
Отмечено, что при аквапланировании способность автомобиля к управлению рулем сводится к нулю. Машина бесконтрольно скользит вперед на пленке воды, которая образуется между шиной и дорогой, не слушаясь руля, будь то торможение или ускорение. А на переднеприводных автомобилях ускоряться и пытаться при этом управлять автомобилем — вдвойне опасней.
— Во время дождя снижайте скорость. Даже новые шины не смогут предотвратить аквапланирование, если скорость слишком высока.
— Проверьте протектор на шинах. Его глубина должна быть по крайней мере 4 миллиметра.
— Проверьте давление воздуха. Слишком низкое давление в шинах увеличивает риск аквапланирования.
— Избегайте дорог с заполненными водой колеями.
— Спокойствие!
— Отпустите газ и нажмите сцепление, чтобы снизить скорость.
— Не поворачивайте руль во время скольжения.
— Избегайте торможения или ускорения при аквапланировании, поскольку это еще больше ослабит сцепление с дорогой.