Эта история началась в 2013 году, когда в странах Скандинавии вступил в силу регламент, направленный на снижение ущерба, причиняемого дорогам шипованными шинами. Требование регламента было таково, что ни одна шина не должна была содержать больше 50 шипов на один погонный метр протектора. Таким образом шины в размерности 205/55 R16 не должны были иметь больше 96 шипов на весь протектор.
Данное ограничение Европарламент аргументировал необходимостью сберечь дороги, деньги и здоровье налогоплательщиков. Как ни удивительно звучит третья причина, однако «зелёные» смогли убедить власти, что асфальтовая крошка, выбиваемая шипами, может приводить к вредным заболеваниям, включая онкологические.
Практически никому из европейских шинных производителей регламент не пришелся по нраву. Мало того, что теперь нужно было переводить производство на стандарт «50 шипов на погонный метр», так еще и решить проблему с тем, куда девать шины, произведённые по технологии шипования до выхода регламента. Ведь такие шины скандинавские автомобилисты уже не имели право использовать. Кроме того, и тех и других беспокоил вопрос, будут ли шины крупных типоразмеров, подогнанные под новый стандарт, обеспечивать приемлемую безопасность и производительность на зимней дороге.
Так или иначе, ограничение на шипы не прошло бесшумно. Регламент вызвал немало ожесточенных споров между шинниками и властями: не было прямых доказательств того, что именно асфальтовая крошка приводит к заболеваниям дыхательной системы; не было убедительных аргументов, что именно использование шипов является причиной появления асфальтовой крошки; и откуда вообще взялось это «не более 50 шипов на погонный метр»? Ответов со стороны инициаторов ограничения так и не последовало.
Споры спорами, а производителям шин ничего не оставалось, кроме как взяться за искусственную деградацию шипов на выпускаемых шинах. Первыми, кто произвел шипованные шины по новому стандарту, стали Michelin и их третье поколение X-Ice North. И так бы все и продолжалось, если бы в новом законе о шипах внезапно не обнаружилась лазейка. Учитывая обстоятельства, при которых эта лазейка стала известна, некоторые даже заподозрили Nokian Tyres в том, что они не только не были против этого ограничения, но и участвовали в его инициации.
А обстоятельства были следующими. Сначала известная независимая финская (финская!) экспертная организация Test World провела тест, который в последствии получил название «овер-ран» (over-run) и стал обязательным для всех шипованных шин, проходящих сертификацию для европейского рынка.
Тест заключается в следующем: по небольшой площадке размером 9 х 7,5 см и толщиной 2 см, состоящей из 15-ти высушенных по специальной методике 300-граммовых плиток из финского гранита (Kuru Grey), на скорости 100 км/ч проезжает автомобиль на шипованных шинах — не менее 400 раз. Плитки, из которых состоит гранитная площадка, взвешиваются на высокоточных электронных весах — до и после взаимодействия с шипованными шинами. И если вес плиток после теста не отличается от номинального, значит шина не вредит дорожному покрытию. А значит и шипов не ней может быть столько, сколько посчитает нужным производитель шин.
Первым производителем шин, который успешно прошел «овер-ран» после вступления в силу регламента о шипах, оказалась финская (снова) компания Nokian Tyres с ее новинкой — шипованной шиной Hakkapeliitta 8. Её протектор был оснащен неслыханным для того времени количеством шипов — 190 штук! Можно сказать, что для нововведенного ограничения на шипы, это был первый нокаут от производителей шин. Не абсолютный, но технический. Точнее сказать — технически обоснованный аргумент, что зависимость между количеством шипов на шине и ущербом дорожному покрытию нисколько не является прямой или даже косвенной.
Увеличение количества шипов (190 против 130-ти, а по новому регламенту — 96-ти) привело к тому, что Nokian Hakkapeliitta 8 оставалась лидером каждого третьего теста зимних шипованных шин, проведенного в Европе и странах СНГ на протяжении следующих 3-х лет. Кроме того, этой модели принадлежит до сих пор не превзойденный мировой рекорд скорости на льду, установленный финским гонщиком Янне Лайтиненом на автомобиле Audi RS6.
Таким образом технологическое решение Nokian Tyres вдохновило и других производителей шин поднять планку и показать в деле, что 130 шипов — необходимый минимум, который не вредит асфальтовому покрытию и демонстрирует хорошую производительность и достаточный уровень безопасность на зимних дорогах. Ярким примером такой последовательности может служить шипованная шина Continental IceContact 2 (190 шипов), не раз побеждавшая Nokian Hakkapeliitta 8 в тестах зимних шин, и Goodyear UltraGrip Ice Arctic (130 шипов), также с переменным успехом занимающая места в верхних строчках финальных рейтингов тестов.
С момента выхода регламента и до 2018 года 190 шипов считались максимально достаточным количеством для зимних пассажирских шин. Однако, в марте 2018 года компания Michelin побила этот рекорд, презентовав четвертое поколение модельной линейки X-Ice North, на которых было установлено 250 шипов. И это еще не было пределом: в размерности 245/40 R18 протектор шины Michelin X-Ice North 4 насчитывает 268 шипов.
В размерности 205/55 R16 шипы X-Ice North 4 располагаются на 22 линиях посадки (против 8-9 у Michelin X-Ice North 3). Таким образом в пятне контакта шины с дорогой участвует 24 шипа, из-за чего X-Ice North 4 заочно назвали «сверхшипованной».
Но что дает такое огромное количество шипов? На практике это удалось выяснить только финскому журналу Tekniikan Maailma, который перенес свои тесты шипованых шин на март, дождавшись официального выхода X-Ice North 4. Остальные профильные издания провели испытания в начале зимы, так что новинку Michelin в их тестах можно будет увидеть разве что в 2019 году.
В итоге специалисты Tekniikan Maailma единогласно признали, что сцепление Michelin X-Ice North 4 на льду является лучшим за всю историю зимних тестов, проведенных изданием. Наравне с этим эксперты отметили и превосходную управляемость, которую продемонстрировала новинка на этом типе зимнего покрытия. Не удостоилась восторженных отзывов разве что производительность на мокром асфальте. Однако, учитывая, что испытания на льду и снегу являются ключевыми дисциплинами для шин такого типа как MichelinX-IceNorth 4, результаты на мокром покрытии не представляют особой важности.
Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что ставка Michelin на «сверхшипованность» полностью себя оправдала. Станет ли увеличение количества шипов трендом? Возможно уже стало, ведь эта история — прямой тому пример.