На этот раз Авто Mail.Ru тестировали шипованные покрышки. В качестве точки отсчета эксперты автомобильного интернет-портала выбрали самые дорогие колеса в размерности 205/55R16 — Nokian Hakkapeliitta 8, которые в этом сезоне российские интернет-магазины продают от 7 000 руб. (≈36 610 тг.) за штуку.
Из доступных шипованных шин взяли Sava Eskimo Stud (бюджетная линейка компании Goodyear), российские Кама Euro-519 и Viatti Brina Nordico, корейские Nexen Winguard Winspike WH62 и китайские Sunny Winter-grip SN3860 по цене 2 900-3 600 рублей (≈15 167-18 828 тенге).
Производственная практика шинной индустрии такова, что даже в премиальном сегменте сложно создать шину с абсолютными качественными показателями по всех характеристиках, а уж в эконом-сегменте тем более. У производителей зимних шипованных шин для этой рыночной ниши зачастую нет возможности на разработку моделей с большим количеством шипов (190 штук как у Nokian), которые успешно прошли бы проверки на износ дорожного полотна. Однако, как показал тест Авто Mail.Ru, даже с уменьшенным числом шипов можно показать неплохой результат.
Снежные и ледовые испытания редакция «Авто Mail.Ru» проводила за полярным кругом, а асфальтовые тесты завершали двухнедельную программу уже на юге Финляндии.
На выровненной ратраком снежной площадке длиной 700 м выполнялись замеры динамики. Разгон — с места до звукового сигнала на 45 км/ч и сразу же — по тормозам. Измерительный комплекс фиксировал разгон с 4 до 45 км/ч и торможение с 44 до 5 км/ч.
Лучший результаты торможения на снегу в холодную погоду показали Viatti Brina Nordico, превзойдя даже Nokian Hakkapeliitta 8; самый быстрый разгон показали Sava Eskimo Stud —благодаря глубокому протектору. Худшими в этих дисциплинах оказались Sunny SN3860: машина просто отказывалас разгоняться и тормозить.
В этом тесте эксперты смотрели на время круга, как на комплексный показатель сцепления шин со снегом. Также не была оставлена без внимания и надежность управления, а именно то, как мягко и безопасно Volkswagen Golf начинал скользить. Цель теста — выяснить сможет ли обычный водитель справиться с ситуацией на бюджетных шипованных покрышках?
На каждом комплекте шин тестеры Авто Mail.Ru делали по три круга: один ознакомительный и два на время. После чего трассу обновлял горнолыжный ратрак. На Hakkapeliitta 8 контролировалось изменение сцепления со снежной поверхностью через 2-3 проезда испытуемых моделей.
Из пяти бюджетных шин лишь Кама Euro-519 обеспечила мягкое и безопасное поведение автомобиля в скольжении. Nexen и Sunny неизменно приводили Volkswagen Golf в сугроб, резко срываясь в снос или занос. NokianHakkapeliitta 8, естественно, быстрее бюджетных шин и главное, демонстрирует более понятное для обычного водителя поведение, частенько совершающего ошибки с изыбточными докруткой руля или притормаживанием в повороте.
Итог: Sava Eskimo Stud показала нестабильное поведение: не зря, в отличие от других зимних шин, ламели в блоках у нее прямые, по типу летних. Такой же и характер — резкое начало скольжения и столь же резкая стабилизация.
Когда Volkswagen Golf был обут в Nexen Winguard Winspike, уже при выезде из бокса на небольшой скорости возникло неприятное ощущение, что сцепления нет. Аккуратный проезд по трассе не уберег от вылета в сугроб на ничтожно малой скорости. Говорить об управляемости на снегу бессмысленно, так как шины ведут себя непредсказуемо.
Без оглядки на секундомер заезды на Кама Euro-519 вызывали такое же ощущение быстрой езды, как на Nokian: реакции плавные и прогнозируемые. Видимо, благодаря рисунку, скопированному с финских шин. И все же Кама показала время круга худшее на 1,3 с, чем шины Sava. Однако шанс вылета с трассы из-за резкого сноса колес Euro-519 был меньше. Т.е. тоже вполне понятное управление этих шин на снегу.
Sunny SN3860 снова не оправдали себя как зимняя резина, показав на короткой трассе огромный проигрыш в 12 секунд и отсутствие сцепления с дорогой. У экспертов возникли опасения, что на снегу эти покрышки весьма небезопасны для прохождения любых поворотов.
На переднеприводных автомобилях занос вызвать легче, чем кажется обычному водителю. Если на загородной снежной дороге на 80 км/ч резко сбросить газ, то машина почти сразу же заскользит задней осью. Это cамый распространенный случай потери контроля над автомобилем в повороте. Именно такую ситуацию эксперты АМР сымитировали на утрамбованном снегу.
Итог: самыми прогнозируемыми оказались базовые шины Hakkapeliitta 8. На втором месте — Кама Euro-519: переход к скольжению настолько мягкий, что у водителя есть шанс на исправление ошибки. C шинами Viatti нужно быть начеку — занос начинается резковато. Sava– умеренные показатели. Nexen непредсказуемы: то занос, то неожиданно снос даже под сброс газа.
Глубокого снега так и не случилось, поэтому был использован 12-сантиметровый «пухляк», выпавший неделей ранее. На каждом комплекте шипованных шин было совершено по 10 разгонов с 5 до 15 км/ч и рассчитан средний результат.
Итог: лучшими стали Hakkapeliitta 8. Хорошо показали себя Viatti Brina Nordico V-522 и Kama-519, у которой рисунок скопирован с Hakkapeliitta 4. Sava Eskimo Stud —показали умеренный результат. Худшими стали Sunny: VW Golf буксовала и вяло набирала ход.
На полигоне White Hell разгон и торможение на льду проверялись в закрытом помещении — 700-метровом тоннеле, где на коэффициент сцепления и конечные результаты не смогли бы повлиять ветер и солнце. Для уменьшениях погрешностей в результатах было сделано не менее 15 разгонов и торможений.
Даже торможение с черепашьей скорости (25 км/ч) на льду выявило разницу между зимними шинами и не очень: расстояние в 4,5 м разделило Viatti с лучшим результатом после Hakkapeliitta 8 и Nexen — с худшим. А ведь на скорости в 60 км/ч это расстояние вырастает до десятков метров. Также плохо выступили китайские Sunny SN3960, чей тормозной путь оказался длиннее на 3,2 м, чем у Viatti. Кама Euro-519 показала на удивление не самый длинный тормозной путь на льду, учитывая высоту возвышения шипов над протектором всего 0,9 мм.
Чтобы лед кольцевой трассы был похож на дорожный, на нем с помощью специального прицепа и покрышек с длинным гоночным шипом делались насечки, а после каждого контрольного заезда коммунальная техника счищала ледяную крошку. На автомобиле были выключены все электронные помощники (АБС, ESP). Наиболее цепкие шины Nokian и Viatti, кроме большей скорости в поворотах, позволяли в случае заноса вытягивать машину газом, не используя подруливание.
Viatti Brina Nordico снова удивили, показав время круга, сопоставимое с Hakkapeliitta 8 — благодаря шипам, выступающим из протектора на 1,5 мм. Однако такой выступ шипов у Viatti сыграл с ней и злую шутку — на асфальтовых испытаниях модель потеряла по десятку шипов на передних колесах. Sava Eskimo Stud проявила несколько «летний» характер: неожиданные переходы в скольжения и резкая стабилизация немного поубавили приятные впечатления от, в целом, оптимальных показателей в предыдущих тестах. На шинах NexenWinguardIce из-за малого сцепления Golf катался, словно шар для боулинга, от одного края ледовой трассы до другого. Sunny вели себя чуть предсказуемо, чем Nexen, но лучше на этих шинах не попадать на обледенелые участки — может неожиданно сорвать в занос. Кама Euro-519 продемонстрировала плавное и предсказуемое поведение, однако и хорошее время не показала. В повороты на ней было сложно входить из-за слабого замедления на торможении.
В этой дисциплине результаты пришлось просчитывать с учетом больших погрешностей, т.к. часть трека с искусственным орошением уже имела новый асфальт с высоким коэффициентом сцепления, в то время как на участке для «сухих» тестов покрытие оставалось старым.
Viatti, очевидно, перехвалили: на мокром асфальте эти шины показали самый худший результат. Самый короткий тормозной путь оказался у Sunny SN3860 из-за ее резиновой смеси — 65 ед. по Шору — одной из самой жесткой среди тестируемых шин. Что интересно — Nexenпри такой же жесткости компаунда оказались на третьем месте в дисциплине.
На мокром треке абразивный асфальт, поэтому разбросы времен небольшие, но поведение шин различалось: на одних приходилось перекручивать руль, на других доводилось промахиваться мимо поворота и начинать заезд сначала. Искусственный полив избавил от лишнего контроля за изменением сцепления, заезды в начале и в конце на Hakkapeliitta 8 давали одинаковый результат вплоть до 0,1 с.
Худшее время на круге — у Кама и Viatti. Последней был снижены баллы по устойчивости — руль приходится поворачивать на большие углы. Лучшими стали китайские Sunny c их «летним» резиновым составом. На шинах Sava — не очень четкие реакции в околонулевой зоне и неск на поворот руля.
Даже зимой в городе и на трассе встречается очищенный от снега асфальт. Чем мягче резиновая смесь и больше ламелей в блоках, тем обычно хуже шина тормозит на сухом покрытии.
Лучший тормозной путь — у Sava Eskimo Stud, а шины с жесткой резиновой смесью — Nexen и Sunny — выступили хуже, чем ожидалось. Самый длинный тормозной пусть продемонстрировали Кама и Viatti.
На сухом асфальте экспертами оценивлась точность движения Volkswagen Golf по дуге на скорости 110 км/ч: нужны ли подруливания и как машина реагирует на доворот. На прямой пилот-тестер резко перестраивался из полосы в полосу, имитируя объезд ямы или препятствия. В первую очередь обращалось внимание на момент потери сцепления и плавность стабилизации.
Несмотря на замедленные реакции на поворот руля, шины Sava на сухом покрытии оказались предсказуемыми благодаря специальным резиновым замкам между ламелями, препятствующим избыточной деформации. Шины Viatti при превышении сцепления резко срывались всеми четырьмя колесами и долго не могли стабилизироваться, так что похоже без системы ESPиспользовать их будет проблематично. Резина Nexen снова продемонстрировала нестабильное и непонятное поведение. VWGolf, обутый в Кама Euro-519, как и на снегу показал мягкие переходные режимы, так что у не особо опытных водителей будет время на исправление ошибок.
Это испытание проводилось на дорогах общего пользования. Снежная колейность на финских трассах — обычное дело. Но как на нее реагируют недорогие шипованные шины?
Итог: Hakkapeliitta 8 задала высокую планку: на небольшие колеи машина не реагировала совсем. Почти такое же поведение показаи шины Viatti. Диаметрально противоположные результаты продемонстрировала Кама Euro-519 — не дай бог на ней выехать на загородную дорогу с колейностью. Водителю придется попотеть даже в лютый мороз, пытаясь сохранить прямолинейное движение.
Эксперты Авто Mail.Ru экспериментировали с высотой и остротой бруска, на который надо наезжать — ради этого пришлось пробить две покрышки, но главное — был найден оптимум.
Высота бруска — 92 мм, однако тестеры поставили его тупой стороной для контакта с шиной. Это связано с тем, что большинство проколов и порезов происходит не от ям, а от контакта диска с боковиной покрышки при проезде неровности. Разгон производился с одного и того же места, и каждый раз шину поворачивали таким образом, чтобы удар пришелся на новое место. Отмечался не только конечный пробой шины, но и промежуточные ухудшения состояния после каждого проезда, начиная с 35 км/ч и с шагом в 5 км/ч.
Как и в тесте нешипованных покрышек, первым сдались шины Nexen. Получив двойной пробой — в районе бортовой закраины и на границе боковины и протектора — эти шины вновь доказали, что на них лучше ездить по ровным дорогам. Эталонная шина Hakkapeliitta 8 порадовала лучшим комфортом при проезде неровностей и малой массой, однако за это приходится платить слабой боковиной. На Кама Euro-519 при скорости 50 км/ч и 40 км/ч произошел сквозной пробой с образованием грыжи, а на 45 км/ч вздутие боковины стало таким, что впору было покупать новую покрышку. Самой устойчивой на пробой оказалась российская Viatti Brina Nordico благодаря жёсткой боковине.
Недорогие шипованные шины для зимы надо выбирать с особой тщательностью. На некоторых бюджетных покрышках шипы выполняют свою функцию лишь формально. Они либо слишком сильно утоплены в протектор или просто не работают на льду. Поведение шин Sunnyи Nexenэксперты Авто Mail.Ru признают опасным, и потому не советуют их в качестве варианта для покупки. Лишь эталонной шин Hakkapeliitta 8 и Euro-519 — позволят использовать их на автомобилях с отключенной ESP(или без нее) не рискуя уйти в резкий срыв или скольжение.
Источник: Auto.Mail.Ru